Виды финансовых стратегий фирмы

Организация процесса венчурного инвестирования
Венчурный капитал обычно дается на внедрение или патентование идеи. К нему также относятся несколько последующих стадий финансирования, до тех пор, пока не налажено коммерческое производство. Дальнейшее финансирование коммерциализации продукта и запуска новых продуктов называется частным финансированием. Сегодня в мире действует около 3000 венчурных фирм и фондов прямых инвестиций, с общим капиталом $250 млрд., ежегодно растущим на 20-30% [6].
Основной формой привлечения частного и венчурного финансирования является внерыночная эмиссия акций венчурным фондам, фондам прямых инвестиций, а также частным либо стратегическим инвесторам. При этом возможно структурирование и более сложного финансирования, когда владельцам компании выдается опцион на выкуп доли частных инвесторов. По мере роста зрелости и уменьшения степени риска предприятия, условия финансирования становятся всё менее жёсткими: если в самом начале частные инвесторы стараются получить долю, близкую к контрольной, то на последующих стадиях возможно предложение им пакета ниже блокирующего. Соответственно, ключевым фактором привлечения определённого объёма финансирования с сохранением контроля в руках изначальных владельцев является оценка доходности проекта.
Привлечение венчурных фондов особенно распространено для финансирования высокотехнологичных компаний, а также малых фирм с серьёзными рыночными перспективами и большим потенциалом роста.
Для получения венчурного капитала российской компании необходимо:
– наличие передовой, не имеющей мирового аналога технологии или разработки, оцениваемой минимум по одному из следующих критериев: новизна продукта, экономичность технологии производства, использование нового, более дешевого сырья, экологичность;
– наличие внетехнологического "ноу-хау", связанного с программным продуктом, бизнес-идеей и т.п;
– устойчивое увеличение рыночных продаж, перспективы дальнейшего роста контролируемого сегмента рынка в сочетании с наличием у компании эксклюзивного конкурентного преимущества, обусловленного внутренними для компании причинами.
Организационно процесс привлечения венчурного капитала построен следующим образом. Сначала оценивается общая привлекательность проекта. Затем проводится анализ основного актива (патента, "ноу-хау", преимуществ), строится финансовая модель компании и производится её инвестиционно-банковская оценка, которая берется за основу при переговорах с инвесторами, и осуществляет юридическое оформление основного актива. Одновременно подготавливаются все необходимые документы: информационный меморандум, презентации инвесторам и пакет юридической документации. При необходимости, также проводится реструктуризация компании, направленная на повышение её стоимости и прозрачности при сохранении оптимальной структуры собственности, денежных потоков и налогообложения.
Далее проводятся переговоры с широким кругом венчурных фондов, частных инвесторов и фондов прямых инвестиций и обеспечивает надлежащее представление им проекта и приемлемые условия финансирования. После того как инвестором проведена детальная финансово-юридическая проверка компании и её руководства и достигнуты окончательные договоренности относительно объема привлекаемых средств и доли новых акционеров в компании, происходит заключение и оформление всех основных договоров по сделке. После этого за оговоренное количество акций, облигаций, и/или других ценных бумаг (конвертируемых облигаций, опционов и т.д.) инвестор вкладывает деньги в компанию.
В отличие от обычного инвестора, фонды прямых инвестиций и венчурные фонды принимают активное участие в стратегическом управлении компанией, занимая позицию в совете директоров или являясь её консультантом. Вместе с тем, операционную часть управления компанией венчурная фирма оставляет исключительно её руководству. При этом важно отметить, что в отличие от обычных или стратегических инвесторов, венчурные капиталисты и частные инвесторы вкладываются в компанию не с целью приобретения контроля, завоевания позиций в её коммерческой нише или получения выгод взаимодополняемости (синергии) со своим основным бизнесом, а исключительно в целях получения финансовой прибыли, ожидая её в районе 25%-35% годовых. Через 5-7 лет после первоначальных инвестиций они будут искать путь реализации этой прибыли, то есть продажи своей доли в компании. Она может осуществляться путём вывода компании на публичный рынок (IPO), обратного поглощения (Reverse Merger), поглощения или слияния компании с другой фирмой (M&A) в обмен на её акции или деньги, рекапитализации компании, то есть замещения акционерного финансирования кредитным (LBO), либо путём продажи инвестором своей доли менеджменту компании или стороннему (в том числе и стратегическому) инвестору [4].