Виды финансовых стратегий фирмы
Пути реформирования налоговой системы РБ
Несомненно, привлечение иностранного капитала в госбюджет повлечет за собой развитие всевозможных отраслей экономики. Туризм не исключение. Причем следует отметить, что государство пошло навстречу в 2012 году турпредприятиям. Согласно закону 330-3 туристические организации могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН) в 2012 г., если не позднее 14 августа представят в налоговые органы по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН. С 1 января 2012 г. туристическая деятельность исключена из перечня видов деятельности, при осуществлении которых организации не вправе применять УСН (подп. 5.1.4 п. 5 ст. 286 Налогового кодекса РБ (далее - НК), в ред., действовавшей до 1 января 2012 г.). Тем не менее туристические организации с начала 2012 г. не смогли воспользоваться предоставленным им правом на применение УСН, поскольку в силу п. 2 ст. 287 НК уведомление о переходе на УСН с 2012 г. должно было быть представлено организацией, изъявившей желание перейти на УСН, не позднее 31 декабря 2011 г. А Закон № 330-З, который предоставил такое право туристическим организациям, был подписан только 30 декабря 2011 г. (далее - Закон № 330-З). [14] Исходя из этого, вышеописанному предприятию стоит незамедлительно воспользоваться текущей УСН, чтобы сократить время, а соответственно и затраты на произведение всех необходимых налоговых отчислений.
Перед каждым государством стоит задача оптимизации налоговой системы. Совершенствование налогов является непрерывным, не одномоментным, поэтапным процессом: вносятся различные корректировки, нововведения, изменения, что ведет к достижению максимальной эффективности.
Отправным пунктом для реформирования налоговой системы РБ является расширение рыночных отношений. Благоприятным для РБ является то, что Беларусь еще не сформировала устойчивое налогообложение, поэтому не столь тяжело вводить различные изменения, однако делать это надо обоснованно, осторожно, не во вред налогоплательщику.
В современной экономике тон задают крупные международные компании, которые могут сами выбирать, в каком государстве регистрировать свой бизнес и платить налоги. С другой стороны, в высоко конкурентной борьбе за инвестора на глобальном рынке выигрывает то государство, которое сумеет предложить наиболее благоприятные налоговые условия для получения прибыли и выведения капитала за пределы страны, и в первую очередь избавит иностранного инвестора от уплаты одинаковых налогов в разных странах. Поэтому для более эффективного привлечения иностранных инвестиций в Беларуси должны быть приняты меры по избежанию двойного налогообложения, а так же они должны быть оптимизированы с расчетом на будущее.
Чтобы сделать уплату налогов для субъектов хозяйствования проще и понятнее, основной задачей налоговой политики на ближайшую перспективу станет упрощение налоговой системы.
Следует пояснить, что налоговая система представляет собой не только перечень обязательных платежей, взимаемых в бюджет, а целый комплекс отношений, связанных с введением, изменением и отменой налогов и сборов, порядком их исчисления и уплаты, определением прав и обязанностей плательщиков и налоговых органов, проведением процедур налогового контроля, формированием правовой базы налогообложения. Следовательно, и упрощение налоговой системы должно проводиться комплексно по всем элементам этой системы и не сводиться, как у нас часто думают, только к сокращению числа налогов и снижению налоговой нагрузки.
Каждый год можно наблюдать изменения в налоговой системе РБ, но если верить прогнозам, то к концу 2012 года налоговая нагрузка на экономику Беларуси снизится на 0,4% к ВВП. Более Br700 млрд. останется в распоряжении предприятий. Это дополнительные инвестиции в их развитие. Для совершенствования налоговой системы, планируется уменьшение количества налогов и сборов, расширение возможностей инвестиционного поля. Для этого предлагается реализовать целый комплекс мер.
Среди них, к примеру, полная отмена платежей, являющихся особенностью национальной налоговой системы и приведение ее по количеству применяемых налогов в соответствии со стандартами зарубежных стран. В рамках этой работы будут полностью отменены местные сборы на развитие территорий, выплачиваемые от остаточного процента от прибыли, местный налог на услуги, а также некоторые платежи в составе экологического налога (для турпредприятий этот налог незначителен).
Планируется упростить применение инвестиционных льгот по основным налогам - на прибыль и НДС. Тенденция акционирования государственных предприятий, увеличение в связи с этим частного капитала, включение белорусских акционерных предприятий в структуры многонациональных компаний требует включения в Особенную часть Налогового кодекса положений, которые присутствуют в законодательствах многих зарубежных государств. Среди таких положений - налогообложение паевых инвестиционных фондов. Это позволит усовершенствовать налоговую систему Беларуси в соответствии с требованиями развитых стран. Улучшится позиция страны по налогообложению и в рейтинге Всемирного банка. По его прогнозам, через полтора-два года Беларусь может войти в семидесятку стран в рейтинге по налогообложению. В то же время это не должно быть главной целью. Ведь есть страны, которые по налогообложению занимают позиции с 50-й по 80-ю, однако по условиям ведения бизнеса они занимают лучшие места.
1 2