Виды финансовых стратегий фирмы
Анализ динамики расходов федерального бюджета
В бюджетном законодательстве с 2009 года за основу бюджетного планирования был заложен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года [3].
В 2010 году Правительство Российской Федерации представило проект федерального бюджета на 2011-2013 годы полностью в трехлетнем формате по сравнению с 2009 годом, что является шагом вперед, свидетельствующем о стабилизации ситуации в экономике и выходе на траекторию развития. [5].
Расходы федерального бюджета на 2011 - 2013 годы сформированы исходя из необходимости финансового обеспечения реализации приоритетных направлений экономического и социального развития страны, включая развитие экономики инновационного типа, безусловное исполнение принятых государством социальных обязательств и повышение качества человеческого капитала, реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации.
Федеральный бюджет на 2011-2013 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. [5].
Принципиальной особенностью бюджетной политики на 2011 - 2013 годы является начало реформирования правового положения государственных и муниципальных учреждений.
Рассмотрев проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», Комитет Совета Федерации по бюджету отметил, что макроэкономические условия формирования проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы характеризуются сохранением умеренной положительной динамики экономического роста.
В 2011 году объем ВВП составит 50 389 млрд. рублей, в 2012 году - 55 950 млрд. рублей, в 2013 году - 61 920 млрд. рублей при темпах роста соответственно 104,2%, 103,9% и 104,5%. Ожидаемый рост ВВП в 2011-2013 годах будет значительно ниже, чем в докризисный период (в 2003 - 2008 годах он составлял в среднем 107%).
В связи с необходимостью последовательного снижения бюджетного дефицита в условиях ограниченности государственных ресурсов федеральный бюджет на 2011 - 2013 годы предусматривает сокращение расходов федерального бюджета по отношению к ВВП с 22,6% в 2010 году до 19,7% в 2013 году. Но, несмотря на относительное сокращение, они в номинальном выражении значительно увеличатся по сравнению с 2008 годом (для сравнения, в 2008 году объем расходов федерального бюджета составил 18,3% ВВП). [7].
В статье 7 Федерального Закона РФ от 13 декабря 2010 года №357-ФЗ утверждены расходы по общему объему бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2011 год в сумме 296 573 567,7 тыс. рублей, на 2012 год в сумме 301 890 626,3 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 306 752 098,6 тыс. рублей.
Утверждена ведомственная структура расходов федерального бюджета и распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета. Также утверждены
основные показатели государственного оборонного заказа на 2011 год
и на плановый период 2012 и 2013 годов и определены суммы по распределению бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных (федеральных) целевых программ.
Расходы федерального бюджета на 2009 год составили 9 трлн. руб., в 2010 году 10,3 трлн. рублей. Объем расходов на 2011 год составит 10,6 трлн. руб., на 2012 -2013 гг. - 11,2 трлн. руб. и 12,2 трлн. рублей. Темпы прироста расходов составят в 2011 году - 4,2 %, а в 2012 году - 5,4 %, в 2013 г . - 8,3%.
По сравнению с 2010 годом, расходы федерального бюджета увеличиваются к 2013 году на 19%. Но в реальном выражении расходы бюджета в 2011 - 2012 годах по сравнению с предыдущими годами будут снижаться на 2,7% и 1,4% соответственно, а в 2013 году вырастут на 2,3%
Оценим объемы расходов федерального бюджета по основным функциональным направлениям. Данные исследования структуры и динамики расходов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Структура и динамика расходов федерального бюджета на период с 2009 по 2013 годы
Наименование |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |||||
ФЗ № 204 |
ФЗ № 308 |
ФЗ № 357 |
ФЗ № 357 |
ФЗ № 357 | ||||||
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Уд. вес,% | |
ВСЕГО открытых расходов |
7 943,0 |
88,0 |
8 846,9 |
85,7 |
9 352,4 |
87,7 |
9 396,1 |
83,6 |
9 515,1 |
78,1 |
Общегосударственные вопросы |
1 143,7 |
12,7 |
1 087,4 |
10,5 |
777,6 |
7,3 |
721,1 |
6,4 |
699,1 |
5,7 |
Национальная оборона |
712,5 |
7,9 |
678,4 |
6,6 |
793,0 |
7,4 |
783,0 |
7,0 |
786,0 |
6,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
756,8 |
8,4 |
726,8 |
7,0 |
819,8 |
7,7 |
797,6 |
7,1 |
787,9 |
6,5 |
Национальная экономика |
1 063,3 |
11,8 |
1 366,1 |
13,2 |
1 702,2 |
16,0 |
1 712,2 |
15,2 |
1 602,1 |
13,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
81,0 |
0,9 |
103,0 |
1,0 |
196,5 |
1,8 |
79,2 |
0,7 |
62,0 |
0,5 |
Охрана окружающей среды |
13,8 |
0,2 |
12,3 |
0,1 |
16,8 |
0,1 |
17,4 |
0,1 |
16,7 |
0,1 |
Образование |
410,4 |
4,5 |
386,4 |
3,7 |
495,8 |
4,6 |
498,9 |
4,4 |
501,2 |
4,1 |
Культура, кинематография |
114,0 |
1,3 |
107,3 |
1,0 |
81,9 |
0,8 |
78,7 |
0,7 |
75,9 |
0,6 |
Здравоохранение и спорт |
349,8 |
3,9 |
325,1 |
3,2 |
453,8 |
4,3 |
469,3 |
4,1 |
423,4 |
3,5 |
Социальная политика |
310,2 |
3,3 |
328,7 |
3,2 |
2 951,8 |
27,7 |
3 185,8 |
28,3 |
3 437,5 |
28,2 |
Физическая культура и спорт |
- |
42,4 |
0,4 |
28,7 |
0,3 |
25,9 |
0,2 | |||
Средства массовой информации |
- |
61,1 |
0,6 |
62,1 |
0,6 |
55,8 |
0,5 | |||
Обслуживание государственного и муниципального долга |
- |
389,9 |
3,7 |
518,4 |
4,6 |
600,7 |
4,9 | |||
Межбюджетные трансферты |
2 987,1 |
33,1 |
3 725,4 |
36,1 |
569,7 |
5,3 |
443,6 |
3,9 |
440,9 |
3,6 |
Секретные статьи |
1 081,0 |
12,0 |
1 473,4 |
14,3 |
1 306,2 |
12,3 |
1 841,8 |
16,4 |
2 660,5 |
21,9 |
Общий объем расходов |
9 024,0 |
100 |
10 320,3 |
100 |
10 658,6 |
100 |
11 237,9 |
100 |
12 175,6 |
100 |